Пора хорошо подумать! |
Автор Василий ХАРЛАМОВ | |
24.07.2011 г. | |
Первый Международный конкурс
Этот год в России объявлен годом космоса. Пошумели, показали по ТВ очередные репортажи, провели конференции... И еще сколько покажут, проведут! До нового года вон сколько времени еще есть! По всю эту трескотню я часто думаю: - Сколько средств потрачено на космос? - Сколько людей загубили? - Сколько жизней исковеркано? - Сколько пользы принес нам космос? - Оправдали себя затраты на эту отрасль?
И вот встречаю заметку в Интернете. Её написала Александра Борисова.
"Завершение программы шаттлов является яркой демонстрацией того, что пилотируемая космонавтика в ее сегодняшнем виде не обоснована ни экономически, ни научно: она слишком дорогая и почти не приносит нового знания, в отличие от беспилотных научных спутников. Для продолжения пилотируемых программ им нужно найти новые цели и значительно уменьшить бюджеты.
- Как бывший астронавт и действующий директор NASA я здесь, чтобы сказать вам, что лидерство США в космосе сохранится еще, по меньшей мере, полвека, потому что мы заложили надежный фундамент успеха, и у нас нет права на неудачу, - заявил в преддверие завершения космической программы шаттлов директор NASA Чарльз Болден.
Что же будет определять космическое лидерство в космосе в XXI веке? Понадобится ли для этого создать новые пилотируемые космические аппараты, или практика запуска человека в космос уйдет в прошлое с "холодной войной" и "флаговтыками", и роботы-исследователи, в которых NASA, действительно, нет равных, решат все задачи человечества за пределами Земли?
Завершение программы шаттлов и приближающееся окончание срока эксплуатации МКС сопровождается явным кризисом мотивации пилотируемых полетов. Продолжать их лишь для поддержания престижа той или иной нации нецелесообразно: для них должна быть найдена новая амбициозная задача, иначе они будут прекращены.
Какие еще цели стоят перед пилотируемой космонавтикой, и в чем ее преимущества и недостатки, по сравнению с беспилотной?
Затраты Пилотируемая космонавтика гораздо дороже беспилотной. Дополнительны затраты (особенно для длительных проектов) идут на обеспечение относительного комфорта и, главное, безопасности человека в космосе, где ему угрожает космического излучение и проблемы, связанные с невесомостью. Базовые потребности беспилотной космонавтики заметно скромнее. Приблизительно можно считать, что строительство беспилотной экспедиции обходится вдвое дешевле, чем пилотируемой. Отсутствие на борту корабля хрупкого перед лицом Вселенной человеческого тела позволяет существенно сэкономить.
Пилотируемая космонавтика, бесспорно, несет в себе значительно больше рисков, чем беспилотная - по тем же причинам. Если в процессе полета что-то идет не так, организовать операцию по спасению очень сложно, если не невозможно.
Пилотируемая космонавтика - очень медленно развивающаяся дисциплина.
Руководствуясь объективными критериями, следует признать, что за 50 лет эры космических полетов пилотируемая космонавтика не достигла почти ничего (если не считать достижением сам факт ее существования, разумеется). Беспилотные миссии гораздо успешнее: именно им мы обязаны огромным количеством данных, которые раскрыли наши горизонты понимания Вселенной. Границ для них, фактически, не существует (вспомним космические аппараты Voyager, покинувшие пределы Солнечной системы, а также зонд Deep Impact, сброшенный на комету), границ для их дальнейшего прогресса и развития - тоже. Пока СМИ рассказывают о шаттлах, "Союзах" и МКС, небольшие беспилотные аппараты - рабочие лошадки космоса - выполняют важнейшие научные исследования. Сегодня большинство ученых соглашаются, что МКС и пилотируемые программы непродуктивны для космической науки. Многие научные программы для МКС закончились ничем. Еще в 1998 году каждый запуск человека на орбиту стоил около $420 млн. - таким образом, программу пилотируемого космоса можно назвать самой дорогой пиар-компанией за всю историю человечества. Сторонники пилотируемой космонавтики уверены, что она необходима для поддержания интереса к космосу и обеспечения стабильного финансирования космических программ. Да и освещение NASA деятельности телескопа "Хаббл", работа которого продлялась как раз благодаря широкой поддержке общества, показывает, что и беспилотные миссии могут быть успешными в глазах публики (хотя "Хаббл" все-таки имел "человеческий фактор" - астронавты его неоднократно чинили и модернизировали). Другим "оправданием" пилотируемых полетов может стать космический туризм - он, по крайней мере, снимет с бюджетов заметную часть материальной нагрузки. Именно поэтому США с такой надеждой смотрят на развитие частной инициативы в выведении человека и грузов на орбиту Земли. Так или иначе, уже в ближайшие 10 лет мы узнаем, согласно ли человечество дальше платить за пиар космоса - после закрытия проекта МКС волей-неволей придется делать серьезный выбор."
Наконец-то хоть кто-то привел цифры и посмотрел на проблему глазами разумного человека. Молодец, Александра!
См. по теме:
|
« Пред. | След. » |
---|