Свой взгляд arrow Культура и искусство arrow Сергей Захаров: "Смогу подарить радость..."
Сергей Захаров: "Смогу подарить радость..."
Рейтинг: / 180
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
04.12.2009 г.

 

ImageВпервые о нем я услышала в мае этого года на Фестивале СМИ Челябинской области. Александр Соколов, генеральный директор ООО "Эдельвейс" и учредитель газеты "Среди вершин", рассказывал об удивительном мастере, который единственный в мире работает с березовым капом. Потом еще несколько раз фамилия мастера - Захаров - всплывала в разговорах в разных ситуациях…
Становилось все интереснее…
А когда узнала, что Сергей делает более 50 видов предметов, от столов до женских сережек… поняла, что надо ехать! Увидеть, услышать, рассказать!
Интерес подогревался тем, что я видела немало различных работ из березового капа, но это были только маски…  

…И вот я в Усть-Катаве. Обычный пятиэтажный многоквартирный дом. Поднимаюсь на 3 этаж. Обычная трехкомнатная квартира. Самая маленькая комната - мастерская. Все покрыто толстым слоем "каповой пыли" - при обработке этого очень твердого материала без "промышленных отходов" не обойтись.      
Такой же "каповой пылью" покрыт и мастер.
- Нет, сюда не заходите! - поспешно и категорично прерывает Захаров мое наметившееся движение в мастерскую. - Потом от этой пыли очень трудно избавиться.
- А на двери надпись: "Welcom!", - пробежала мысль.
Так и общались через открытые двери: я - стоя в коридоре, Сергей - стоя в мастерской.
Мастерская в желто-коричневых тонах. Даже станки не блестят своими металлическими боками. Желтый свет. Серая ткань, закрывающая полки с необработанным капом - заготовки сырья ведутся систематически.
- Если бы другой цвет пыли… было бы немножко похоже на съемки фильма… как  после извержения вулкана… - пробежала мысль.      

- Работаю я с капом с 1998 года, уже 11 лет, - рассказывает Сергей Николаевич. -  Сейчас уже есть уникальные авторские технологии, уникальные авторские инструменты, уникальные авторские изделия. Нас приглашают участвовать в  профессиональных выставках в стране и за рубежом. Причем, приглашать на биеннале в Европу начали раньше, чем мы впервые "выставились" в Москве.


Предыстория. "Посмотрел, понравилось и поехало!"

Началом творческого пути Захаров-старший (уже есть и Захаров-младший!) считает 1998 год.
А до этого выпускник факультета двигателей летательных аппаратов (специализация - жидкостно-ракетный двигатель) Челябинского политехнического института 17 лет трудился на Усть-Катавском вагоностроительном заводе.
Сначала мастер, потом - старший инженер, заместитель начальника цеха, начальник металлургического цеха - цеха точного литья.
- Я был начальником головной сборки завода, - вспоминает мастер. - В тот момент, когда "Буран» пускали… - И дарит мне небольшой экскурс в историю создания двигателей для беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов.

- Потом "лихие 90-е", - с улыбкой рассказывает Сергей. - Оборонка не нужна, космос не нужен. Начались митинговые страсти, когда трудовые коллективы заводов стали сами решать, кто будет директором завода. Меня на собрании трудового коллектива выбрали в профком...
Но жизнь всегда дает какие-то подсказки. Если прислушиваться к себе, чтобы не было раздвоением личности, можно понять, чем ты хочешь заниматься. Надо сначала определить, чем ты хочешь заниматься по жизни. И понять: то, чем ты сейчас занимаешься - это и есть, то, чем ты хочешь заниматься всегда?...
У меня были успехи, определенные достижения, профессиональный и карьерный рост, признание  - грамоты ЦК КПСС (хотя я был беспартийным) и Министерства…
Но когда начинаешь понимать, чем ты хочешь заниматься по жизни, где ты это можешь приложить, всегда находятся точки применения!
Жизнь все равно толкает тебя на твой путь. И ты упираешься: куда, куда, куда?…
А тебе, может быть, предназначено! И тогда жизнь уже начинает тебя пинать!
Когда я принял решение заниматься березовым капом, ушел с завода.
Во всяком случае, так было у меня. Я посмотрел, понравилось и поехало!


Переходный период. "Через границу на тракторе!"

В 1995 году Захаров ушел с завода и начал… заниматься бизнесом.
- Я начал возить товары из Белоруссии и продавать их в Челябинской области, - вспоминает мастер. - Был контрабандистом, через кордоны ходил. Попадал и к бандитам, и к таможенникам, и к пограничникам, и в милицию брали.
 
- Кто страшнее - бандиты или таможенники?
- Это, в принципе, одно и тоже.  
Попадали и к юным помощникам пограничников. Просим: "Ребятишки, проведите через границу". Берут деньги и выводят... прямо на пост пограничников.
Тогда граница была закрыта с Белоруссией. Два года нелегально ходили.
Бывало, что через границу на тракторе пробирались. Ветеран войны,  герой Советского Союза, вешал медали-ордена, садился на трактор и проводил нас. Так он подрабатывал, ни у кого не было зарплаты.
Сколько видели брошенных машин, брошенных товаров. Бывало… такая безысходность… что мы садились и вообще не знали, что делать… В общем,  романтики хватило выше крыши…


Процесс. "Материал заставляет думать"

Image- Сергей, когда у вас появилось осознанное желание работать с капом?           
- Давно, я еще в цехе работал. По 5 суток не бывая дома, уже начал заниматься.
Вообще-то, многие начинают работать с капом, потому что увидели какой-то наплыв, какую-то фигуру. Кап срезают, обрабатывают, вставляют рога - вот и маска готова.
Меня кап по-другому заинтересовал. Мы на заводе ручки для ножей делали, колотушки. Березовый кап очень твердый, прочный.
Вот тогда я впервые увидел рисунок: массив срезали, я посмотрел… Это был, наверное, начальный момент.
Потом стал искать литературу. Везде было написано, что березовый кап практически не обрабатывается.
Применение такого красивого материала ограничено? Заело. Что значит: не поддается?
Инженеру приходится решать много технологичных задач решать. И здесь я решил попробовать.    

- У вас есть художественное образование?
- Нет. Мне основа инженерная дала возможность решать задачу. Нас ведь как учили? Если стоит задача, всегда есть способ найти решение. Если эта технология не подходит, то почему бы другую не попробовать? Если эта методика не подходит, найти такую, которая подходит. Если этот инструмент не подходит, то почему не попробовать другой сделать?

Ни в России, ни за рубежом не готовят специалистов по работе с таким материалом. Захаровы с определенной периодичностью получают предложения разработать программу обучения и написать методички для обучения, но…

- Методичкой ничего не решишь, нужен очень гибкий подход, - делится мастер своими размышлениями. - Двух одинаковых капов не бывает, и получается, что невозможно описать технологию, не видя материала.

Кто-то может обвинить Сергей в том, что не хочет делиться секретами мастерства. Но это далеко не так. За свое умение Захаров заплатил дорого - и в прямом, и в  переносном смысле. Продал дачу, 2 машины и гараж. Купил станки для обработки  твердых материалов, многие переделал, усовершенствовал, самостоятельно создал новые.
Ежедневно рабочий день длится 9 часов ежедневно. Если работа интересная, или что-то не ладится, то и  15 часов трудится мастер.

- Сережа, как вы определяете, какой инструмент подойдет в том или ином случае?
 
- Самое сложное даже не в инструменте. В первую очередь хочется показать красоту. Это как жемчужина: из 10 тысяч раковин, только в одной родится жемчуг.
И березовый кап так же. Это с виду не очень привлекательное явление… а внутри -  такая красота!
И надо эту красоту показать. А вот как показать… Где показать? В чем? То, что нашел в литературе, показалось неинтересным.
Да еще одна проблема: практически никто не знал, как кап готовить к работе. Снял с дерева и... А он пригоден для работы только через 3 года.
Я изучил все, что можно, нашел, как в древности с капом работали. Были хорошие мастера по ореховому капу в Италии, этот как легче поддается обработке.
А березовый - специфика своя. Очень важно определить, как распилить - один кап не похож на другой.
Сейчас я уже с вероятностью 90 процентов могу сказать, что будет внутри - 11 лет прошло. Есть такая красота… Если его так распились - одна красота, если так - другая. Можно сделать совершенно разные вещи.  

Image- Все капы годятся для вашей работы?
- Нет, из тех капов, что встречаются, годятся процентов 20.
Еще нужно знать, как заготовить, в какие сроки. В самый пригодный для заготовки сезон березовый кап заготовить практически невозможно - все засыпано снегом, не подобраться.

- Вы под придуманное изделие подбираете кап или материал дает толчок творческой фантазии?
- Материал заставляет думать, где он будет смотреться выгоднее всего.

- С чего вы начали, что придумали в самый первый раз? Во что превратилась тогда ваша творческая фантазия?
- Самая первая вещь - шкатулка для жены. Я, еще будучи начальником цеха, сделал.

- Первое изделие - и получилось. А бывает так: что-то начал делать, а потом намерение поменялось. Ну…, например, начал делать дверь, а получилась…  шкатулка?
- (Хохочет) Нет, с таким допуском не было.
Бывают вещи, которые прорисовываешь, рисунок появляется другой, технологически что-то не получается, в результате рождается четвертое.

- Часто бывает, что изделие, которое сделали, вам нравится?
- Минут 5 бывает. Ну, 10… бывает…

- А бывает, что придумал одно, сделал совсем не то, что придумал… и нравится?
- Такого вообще не бывает. Минут 5-10 эйфория, а потом уже…
Первоначальная задумка в процессе работы меняется. Другой кап попал и все. Распиливаешь и видишь - он совершенно иной, чем ты планировал в этом изделии. И он уже диктовать начинает - где, что надо изменить, чтобы выгодно смотрелся материал.
Есть, конечно, вещи когда я считаю, что 100 процентное попадание: куда целился, туда попал. Это годами накапливается.
 
- Если не нравится изделие, вы переделываете? Или оставляете: пусть уже будет такое?
- Если не нравится, то идет в мусор.

- А если вам не нравится, а жена говорит: "Сережа это хорошо!" Или Саша говорит: "Папа, отлично получилось!" 
- В основном я сам себе даю оценку.

ImageСаша, сын Сергея, работает с отцом уже семь лет. Окончив институт строительства  и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов, он стал подмастерьем у мастера. Сейчас Александр Сергеевич Захаров - это творческая "единица" со своим видением и подчерком. А шахматы делает уже, порой, интереснее, чем Захаров-старший.


Признание. "… объединяющие моменты для всех нас разных"


- Сергей, вы говорите, что редко бываете удовлетворены результатом, а через  год после начала работы разместили информацию о себе в Интернете. Тогда вам больше нравилось, что получается? Или вам хотелось найти единомышленников, которые делают то же, что и вы?  
- Единомышленников - нет, я не видел никого, кто работает так же. В основном делают как? К капу приделывают рога. Или выдолбят внутри - сделали вазу. Или  срез сделают, что-нибудь нарисуют. Мне это неинтересно - теряется основная  красота.
А выставился я потому, что хотел получить оценку своим работам.  

- Вы хотели услышать мнение профессионалов - искусствоведов или зрителей - ценителей прекрасного?
- Человечество - это такая субстанция…
Я точно знаю, что есть 100 процентное попадание. Одно их них - шахматы.
И оценка людей - это очень важно.
Был случай у нас. Это был 2003-2004 год… На Бажовском фестивале устраивали Город мастеров. Мы тоже участвовали в мероприятии. Расставили свои изделия, народ собрался - ребятишки стоят, мужчина пожилой, женщина с ребенком стоят.  Идет пьяная толпа: все такие крутые, цепи, кресты, пальцы увешана кольцами...
Дошли до нас и молча остановились. И тишина повисла.
Мы все такие разные. Но объединяющие моменты для всех нас разных… очень важны.

- Что для вас важнее: оценка профессионалов или тех, кто приходит на выставки?   
- Выставки посещают в основном закупщики - иностранцы, работники музеев. Еще  ходят на такие выставки люди наиболее активные, но финансово менее  обеспеченные, которые не могут позволить себе что-то купить. Для меня лично это очень важные зрители.  
Со своими заказчиками мы тоже встречаемся на выставках.  
Мнение профессионалов для нас очень важно. Мы были в Екатеринбургском краеведческом музее. Там наши работы искусствоведы и директор оценили просто восторженно.
Нас часто приглашают на выставки. Достаточно один раз "засветиться", появляются  отзыв специалистов. Искусствоведы очень активный народ. Они постоянно разыскивают интересные работы в Интернете, шлют письма, забрасывают различными предложениями. У нас приглашений на выставки очень много со всего мира, часто спрашивают разрешение разметить фото наших работ на календарях, в каталогах.
Мы не часто бываем на выставках - это финансово затратное мероприятие. Но в Челябинске, Екатеринбурге, Москве побывали.

- В каких странах есть ваши работы?  
- Я знаю, что наши работы есть в Израиле, во Франции, Италии, Германии, Новой  Зеландии, Швейцарии, Австралии, США, Канаде, Казахстане. Может быть еще где-то, но я об этом не знаю.


Промежуточный итог. "Вся красота березового капа".

Image- Расскажите, пожалуйста, о выставочной коллекции.
- Желание создать выставочные экземпляры все наших изделий было у нас давно. Когда участвуешь в выставке, что всегда находятся покупатели. И мы всегда распродавали наши работы - это источник финансовой стороны нашей жизни.
Но хотелось собрать выставочную коллекцию, которая буде всегда "в полном составе" сможет показать посетителям выставки всю красоту березового капа.
Я встретился с Александром Соколовым, генеральным директором ООО "Эдельвейс" Александра Петровича знаю давно, еще по заводу - вместе работали Усть-Катавском вагоностроительном.
Сначала идея была коммерческой. Но очень скоро приобрела художественный и социальный ракурс. Соколов - руководитель общественно приемной полномочного представителя президента РФ в Уральском федеральном округе по городу Усть-Катаву. Он видит  дальше, просчитывает на много шагов вперед. Я всегда знал, что он человек не консервативный. Мы быстро нашли общий язык.
Вскоре нашу идею поддержали другие люди. Сейчас мы начинаем работу по проекту, который называется "Мастера Урала".
Выставочную работу решено начать с Магнитогорска. 10 декабря 2009 года откроется выставка в краеведческом музее этого города.
Верю, что я смогу подарить радость всем, кто придет на выставку.


Елизавета СОКОЛ
Фото: Александр ЗАХАРОВ (Усть-Катав, Россия)
Декабрь 2009 года
Усть-Катав - Магнитогорск  


 
« Пред.   След. »