Свой взгляд
"Оказывается, медиа-магнаты - тоже люди!"
Рейтинг: / 68
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
11.05.2009 г.

10 фестиваль СМИ Челябинской области



Image
10, юбилейный.
Именно так прореагировала коллега, сидящая рядом со мной на "Слушаниях по развитию региональной прессы", после завершения мероприятия. Солировал там Гусев. 
Но лично мне Павел Николаевич приглянулся еще раньше - когда с неподдельным интересом слушал об издании средств массовой информации в Магнитогорске, неспешно рассматривал выставочные стенды, листал чуть пожелтевшие страницы первых номеров газет и журналов.
Ну а когда он сказал, что "реально увидел мощь Челябинской прессы, познакомился с руководителями самых различных изданий и еще раз убедился что региональные СМИ - это основа России", то самооценка медленно, но верно поползла вверх.  
Но если серьезно, то больше 80 процентов российских средств массовой информации издаются в регионах, а значит, читательская аудитория у нас соответствующая. Именно поэтому так стремятся федеральные средств массовой информации "бросить якорь в провинции" - все больше появляется региональных вкладок в центральных изданиях.
       
Во время выступления Павел Николаевич акцентировал внимание на своей общественной деятельности. За два с половиной года работы комиссия Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободы слова в СМИ провела десятки встреч в регионах, которые помогли определиться с первоочередными лоббистскими задачами, оформить законодательные инициативы.
По мнению Гусева, В. Путин и нынешний президент России Д. Медведев ставят во главу угла построение демократичного общества, мощного государства, гражданского общества. Но при этом государство боится независимых демократичных СМИ, которые должны стать основой гражданского общества и демократического государства.
В той экономической модели, которая выстраивается сейчас в стране, без поддержки государства средствам массовой информации не выжить. Причем, помощь нужна всем СМИ, независимо от формы собственности. Сейчас такая поддержка государством оказывается в разных видах: дотации, гранты, заказы.  
Но в распределении грантов тоже есть определенные сложности. Получив финансы от государства, средства массовой информации попадают в моральную зависимость от "давателя средств". Поэтому, по мнению П. Гусева, распределение грантов должно происходить через общественную палату, которая, как представитель гражданского общества, может и должна выполнять такую функцию. Легче получить поддержку из рук общественной палаты, чем от государства, сохранив при этом видимость свободы и создав понятие независимости таких грантов. Таким образом, можно обезопасить и государство от чрезмерного влияния на СМИ.
       
Image
Павел Гусев.
Павел Николаевич подчеркнул, что сегодня крайне тревожна ситуация складывается вокруг закона "О средствах массовой информации". Он был принят в 1991 году и оценен международными и внутренними  экспертами как лучший закон в этой сфере деятельности. В нем прописано все, что нужно для независимости средств массовой информации любых форм собственности. Но в закон постоянно предлагают внести "добавления". Только в прошедшем, 2007 году, в Государственную Думу поступило более 70 поправок, сокращающих свободу слова. К чести депутатского корпуса, не была принята ни одна из них. В этом году была предпринята попытка внести в закон "О средствах массовой информации" норму, позволяющую закрыть СМИ, если кто-то посчитал опубликованные сведения клеветой.
Общественная палата выступила категорически против такой трактовки, направив свое экспертное заключение Президенту РФ, руководству Государственной Думы и Совета Федерации. Были проведены переговоры с лидерами партии "Единая Россия". Представители правящей партии заверили, что такая поправка принята не будет.    
       
Но вместе с тем, по мнению П. Гусева, основной "журналистский" закон должен быть дополнен подзаконными актами или отдельными законами. До сих пор в стране не прописана ответственность владельца, издателя СМИ - нередко частные собственники ведут себя с журналистами гораздо хуже, чем государство.
В стране не определены законодательные нормы для Интернет-изданий. Общественная палата предлагает сделать форму работы этих средств массовой информации заявительной, а не разрешительную, но четко прописать правила соблюдения национальной безопасности, антитеррористической безопасности, отсутствие детской порнографии...
Месяц назад в Росси решили посчитать пользователей Интернета. На сегодняшний день зарегистрировано 35 млн. пользователей. Причем, фиксируется каждый вход в Интернет. Даже если человек 1 раз в течение года зашел во всемирную паутину, его "клик" входит в эти 35 млн. Реальное количество пользователей, по оценке специалистов, 10-12 млн. человек. Эта масса россиян расселена в крупных городах, где база Интернета более или менее развита. Но если посмотреть на всю территорию страны, то Интеренет не стал массовым явлением повсеместно,
в глубинке России его, практически, нет. Это тоже надо учитывать при разработке закона об Интернет-изданиях.   

В этом отношении очень хорошо работают СМИ других стран. Создают внутримедийные издательские дома, где используют Интернет-ресурс. Вместе с печатной версией и создают телевизионный вариант, который потребитель (читатель и зритель) получает через Интернет. Уже есть Интернет-комплексы, в которые вошли такие издания, как "Дейли-телеграф", "Нью-Йорк-таймс" и многие другие газеты, у которых 60 процентов  читательской аудитории "перекочевали" в Интернет-издания. И вместе с тем, они 40 процентов сумели сохранить за счет того, что объединили ресурсы - печатных и Интернет СМИ.
"Я подчеркиваю - не сайты, а Интернет-издания, - вновь сделал акцент московский гость. - Это новости, которые 24 часа появляются в Интернет-издания, и доставляются остальным читателям печатной версией. Такая форма работы дает возможность перекачивать своих читателей с электронной версии - в печатные и с печатных - в электронные. И это очень хорошо действует".
       
Image
Иван Сеничев и Павел Гусев.
Особое внимание Павел Николаевич уделил развитию цифрового ТВ.
С 2014 года страна переходит на цифровое телевещание, уже сейчас оно вводится в отдельных регионах. Но об этих экспериментах СМИ ничего не сообщают. По мнению Гусева, в этом вопросе есть некая тупиковая составляющая. И причин для этого немало.
"Первое. Цифровое ТВ - это тот же Интернет, - делится своими размышлениями выступающий. - Каждый в своей квартире может создать студию, и запускать ТВ-программы, выходя в эфир - это
не очень дорогостоящие методологии. Это первая опасность, подчеркиваю - опасность, потому что не все люди хотят делать только хорошие программы.
Второе. Цифровое ТВ - это услуга платая. Надо заплатить за цифрограв более двух тысяч рублей. Бесплатно населению государство будет предоставлять 5-6 программ, которые само и отберет. Все остальные программы надо будет оплачивать отдельно.
И третье. Готово ли наше население к цифровому ТВ? Ведь сейчас около 12 млн. человек телевизор вообще не смотрят - нет ретранслятора, не доходит сигнал и так далее. Поэтому говорить, что можно по всей стране переходить на новый уровень теле-трансляции невозможно. Вероятно, именно поэтому цифровое ТВ активно, широко не обсуждается - государственная комиссия никак не выработает свое суждение по данному вопросу".  
       
Оживление в зале вызвала информация, что общественная плата предложила ввести "индекс свободы слова" каждого региона. Такую работу в стране уже проводил Фонд защиты гласности под руководством Алексея Симонова.
Но в силу ограниченности средств были изучены только некоторые регионы. Сейчас создана такая система исследований, которая удовлетворяет все гражданские структуры. Финансирование этой деятельности берет на себя комиссия Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободы слова в СМИ.
Уже начата работа в Воронежской области, в Новосибирске. Причем, надо не просто создать некий индекс, радоваться или огорчаться по этому поводу. Надо включить его в перечень критерий президентской оценки при анализе работы губернаторов. Это поможет губернаторам  совсем иначе смотреть на развитие СМИ в своей области, а главе государства - отслеживать расширение информационного поля того или иного региона, знать, что происходит со свободой слова, правами журналистов в стране.
       
Image
Обмен мнениями.
Ну и конечно, речь шла об ответственности журналистов. Эту тему постоянно поднимают на всех мероприятиях, где встречаются пишущие, снимающие, редактирующие, издающие и представители всех других профессий, чья деятельность связана со средств массовой информации.
"Когда мы говорим о мощи СМИ, желании работать, мы должны понимать свою ответственность, - говорил П. Гусев. - Сотни тысяч людей нас читают, слушают, смотрят. Мы обладаем огромным преимуществом и правом перед другими профессиями - говорить, высказываться, доносить свои мысли, информировать в той или иной тональности. У нас огромные права. Должна быть огромная ответственность перед обществом, государством, властью, которая сегодня работает. Мы все должны понимать, что если эти права не будут подкреплены саморегуляцией, ничего хорошего не будет. Поэтому комиссия общественной палаты ратует о создании кодекса этики, хартии журналистов, которая поможет нам избавиться от вмешательства в наши проблемы. Хартию журналистов должен  принимать каждый журналист еще будучи студентом. Он должен подписывать - это должно быть как клятва Пифагора.
(Вероятно, Павел Николаевич имел в виду клятву Гиппократа. Но журналисты не были бы журналистами, если бы не обыграли эту оговорку в последствии - читайте текст дальше).
Я призываю всех нас быть не только правдивыми, но и честными!"

Потом была пресс-конференция П. Гусева. Вопросов было много: о цене подписки, о доставке, о  военной журналистике, о свободной критике, о совпадении и расхождении мнений с государственной пропагандой, о патриотизме, о доступе к информации, о взаимоотношениях пресс-служб и СМИ, о юридической помощи Общественной палаты журналистам и редакциям в регионах.
Рассказывал Павел Николаевич и о развитии своего бизнеса. Он осуществляет издание 91 газеты по всему миру, владеет более 300 киосками по Москве и сетью магазинов по стране "Континент", осуществляет экспедирование 1 600 изданий, имеет свою типографию, является главным редактором "Московского комсомольца", под его руководством работает более 3 тысяч человек. Гусев подчеркнул, что экономическая независимость его издательского дома позволяет журналистам "МК" не только получать очень высокие зарплаты, но и на деле ощутить, что значит свобода слова.
Отвечая на последний вопрос: "Как бороться с засильем "ликов первых лиц" на страницах СМИ, если пресс-службы или "само лицо" проверяет есть оно в каждом номере издания?", Павел Николаевич рассказал, что в Москве у каждой префектуры есть своя газета, которая распространяется бесплатно. "Раньше эти газеты были как семейные альбомы префектов. Грядку вскопал, бабушке гвоздь вбил, кран закрутил ветерану - префект сам отбирал фото для газеты. Сейчас есть распоряжение Правительства Москвы, запрещающее печатать префектам свои фотографии (можно один раз - когда умер) и вмешиваться в редакционную политику", - делился опытом медиа-магнат с участниками фестиваля решением проблемы в Москве. И это свято исполняется.
Может, и нам так…?


Елизавета СОКОЛ
Фото: Сергей ГИВИРЯК, Евгений ПОТАПОВ, Дмитрий РУХМАЛЕВ (Магнитогорск, Россия).
Июнь 2008 года
Санаторий "Юбилейный" - Магнитогорск


См. по теме:
Добрая уральская традиция - фестивали проводить!
Чуть-чуть из истории…
"Звезды" и "звездульки"
"Такая у нас с вами веселая жизнь!"
"Сотрудничество с честными гражданами - это не благодеяние власти. Это единственный способ существования ее".
"Жизнь человеческая состоит из свобод!"
"Звезды" остались, "звездульки" погасли!
Продолжение…

 
« Пред.   След. »