Учиться, учиться, учиться!

Image

Народ должен знать!

Image

Страна своя - чужая…

Страна своя.Страна чужая.

Война сегодня

Война сегодня

Я и Космос

Я и Космос

Авторизация






Забыли пароль?
На радиусе жизни
Рейтинг: / 147
ХудшаяЛучшая 
Автор Елизавета СОКОЛ   
29.06.2009 г.

Для чего нужны круглые даты? Правильно, для этого! Для того, чтобы остановиться, оглядеться вокруг и воскликнуть: "Во! Круг!" И сделать фигуру из пальцев одной руки - указательный поднять кверху, а остальные - собрать в кулачок. Стоять надо в центре круга. Все остальные - на длину своего радиуса. Пусть смотрят и думают.


Радиус истории

ImageДругова Клара Самуиловна - кандидат медицинских наук, окончила Свердловский мединститут. Работала терапевтом в Свердловской области. С 1969 года - в МСЧ ММК: участковый терапевт, заведующая пятым терапевтическим отделением, заведующая отделением функциональной диагностики, начмед, ведущий специалист диагностического центра, врач функциональной диагностики кардиоаритмологического центра. Одна из ведущих врачей и организаторов функциональной диагностики в городе. Внедрила новые методики исследования: поликардиографический метод определения гемодинамики, апекскардиографию, нагрузочное тестирование, тепловизионный и ультразвуковые методы, в том числе цветное картирование сердца и сосудов.
Впервые в городе внедрила нормобарическую гипоксическую тренировку. Организовала лечебно-методическую работу для повышения квалификации врачей, подготовила кадры высокой квалификации для функциональной и ультразвуковой диагностики.
Имеет 30 научных публикаций. В 1999 году защитила диссертацию "Реакция кардиореспираторной системы на интервальную нормобарическую тренировку" в Санкт-Петербурге. Делегат и участник многих Всероссийских и Международных съездов и конференций.


Радиус ученичества

Дело каждого человека сильно его продолжателями. Хорошо, когда у тебя есть хоть один Ученик.
У Друговой их много.
Я встретилась с двумя из них: Андроновой Ольгой Алексеевной, заведующей диагностическим центром автономной некоммерческой организации МСЧ АГ и ОАО ММК, и Гутновым Виталием Ахсарбековичем, заведующим отделением функциональной диагностики этого же медицинского учреждения, кандидатом медицинских наук.

- В каком году вы встретились с Кларой Самуиловной Друговой?
О. Андронова:
- В 1985 году я работала кардиологом в кардиодиспансере, а Клара Самуиловна была заведующей кабинета функциональной диагностики стационара МСЧ ММК.
В. Гутнов:
- Это произошло в августе 1992 года. Я работал участковым терапевтом поликлиники № 2 МСЧ ММК.

- Отношения "Ученик - Учитель" начинаются когда "Учитель выбрал Ученика" или "Ученик выбрал Учителя". Как сложилось у вас?
О. Андронова:
- Состояние практической медицины в тот момент не давало точности и целенаправленности в назначении лекарственных средств пациенту. Диагностического центра еще не было. Поэтому все, что делала Клара Самуиловна, меня очень интересовало. Эхокардиография, нагрузочное тестирование, холтеровское мониторирование (суточная ЭКГ) крайне важны для врача-кардиолога при лечении пациента.
Методики эти существовали, Другова о них знала, у нее академические знания. Поэтому мы быстро поняли друг друга и начали работать вместе.
В. Гутнов:
- Я пришел к ней, изъявил желание работать, был готов поглощать знания. Но потом узнал, что Клара Самуиловна еще раньше интересовалась мной. Хотя, наверное, точнее будет сказать, что я выбрал специальность, а Клара Самуиловна Другова встретилась на моем пути, изменив мой взгляд на медицину вообще.
Вообще-то в то время я считал себя уже состоявшимся врачом. Но рядом с Кларой Самуиловной понял, как мало еще знаю и как много еще надо постичь.

- В разговоре со мной Клара Самуиловна сказала, что благодарна своим ученикам за то, что они терпели ее характер. Что вам приходилось терпеть? Насколько тяжело быть учеником Друговой?
О. Андронова:
- Клара Самуиловна очень импульсивный человек. Для нее важен результат. В отношениях нет личного неприятия друг друга - все подчинено интересам пациента. Она открыта для больного любого ранга - выложится "от и до". Всегда любому доктору поможет, подскажет.
Если что-то и приходилось терпеть, то все окупилось интересной работой.
В. Гутнов:
- Человек, который мыслит неординарно, не бывает идеальным. Она взбалмошна, не терпит даже минутной глупости, не выносит, когда ее не понимают. Но это всегда был корректный, профессиональный спор, обид не было.
Клара Самуиловна - педант в специальности. Но совсем не мелочна по жизни, великодушна, приземлена.
А в профессии - идеалист, все до мелочей должно быть изучено, проанализировано, вылизано. Работать с такими людьми, как она - лучшего и желать не надо. Как руководитель, как учитель она даст очень много.
Врач должен не повторять заученные догмы, а заново делать открытия с конкретным больным. Сейчас мышление формализовано, находится на фельдшерском уровне: нашел симптомы, всплывает в памяти схема лечения.
Клара Самуиловна стремится изменить такой подход, хотя многие врачи ее не понимают.
В диагностическом центре мы сейчас не просто шифруем слова о состоянии больного, а изучаем пациента с позиции науки патофизиологии. Сначала расспрашиваем больного о его состоянии, потом проводим свое исследование, затем делаем свои выводы, рассматривая клиническую и патофизиологическую картину. Этому научила меня Клара Самуиловна Другова.

- Один Учитель радуется всем достижениям своего Ученика, другой - очень переживает, когда чувствует, что Ученик может перерасти своего Учителя. Как складываются ваши отношения с Кларой Самуиловной сейчас?
О. Андронова:
- Другова всегда дает дорогу другим, разумно понимая, что созревшие плоды отягощают дерево, их надо снимать. Именно поэтому она всегда впереди.
Клара Самуиловна до сих пор та движущая сила, которая заставляет всех стремиться вперед. Она полна внутренней энергии, открыта к обсуждению всех проблем, делится своими знаниями, наблюдениями. Только что два месяца училась в Санкт-Петербурге. Острота ее выводов, анализ интересны и точны.
Клара Самуиловна более широко подошла к специальности врача функциональной диагностики. Она научила работать по алгоритму: логическая цепь мышления - систематизация - анализ - динамическое, функциональное и морфологическое заключение. Она научила определять не только органические изменения, но и начало функциональных нарушений. Диагностика не ради диагноза, а в помощь клиницисту. А он, в свою очередь, индивидуально подходя к каждому больному, обеспечивает точное применение лекарственных препаратов.
Кроме этого Другова впервые внедрила метод нормобарической гипоксии в Магнитогорске.
Клара Самуиловна много знает и может передать свои знания. У нее много учеников, последователей, которые развивают и совершенствуют ее методики. Ученики Друговой - специалисты высокой квалификации, признанные на областном, федеральном, европейском уровне.
За 20 лет работы вижу впервые у человека такой интерес к жизни и своей профессии. Специалиста лучше не было раньше, нет и сейчас.
В. Гутнов:
- Клара Самуиловна - талант. У нее не просто есть интеллект и желание работать с больными. Она наделена талантом свои знания передать.
Другова не просто много знает. Она стратег по развитию здравоохранения. То, что она все сделала верно, подтверждает: ее дело - диагностический центр, нормобарическая гипоксия, кардиоаритмический центр - продолжилось.
Как учитель она стимулирует во мне стремление к росту. Она понимает, что если дает какие-то знания, это не моя честь, не моя заслуга, это ее достижения. Моя задача - не задирать нос и не потерять эти достижения.
Наверно, можно превзойти Клару Самуиловну. Но есть у нее уникальные качества.
Первое - это мудрость.
Второе - она умеет сразу оценить ситуацию, разложить ее по полочкам, решать поэтапно. В каждом случае Другова находит неожиданные повороты.
Исходя из своего опыта, могу сказать, что таких людей мало, тем она и ценна. Не каждому повезет так, как мне - встретить такого человека на пути.


Радиус любви

ImageВсе в жизни держится на любви. Источник любви - семья. Проводник любви - семья. Хранитель любви - семья.
Первый раз Леонид Николаевич встретился с Кларой Самуиловной... за теннисным столом. Было это в селе Елань Свердловской области.
- При больнице, где работала Клара, - вспоминает он, - был этот самый стол. Мы с приятелем пришли поиграть. Встали: я с одной стороны, она - с другой. Я выиграл одну партию, вторую. Она разозлилась. Туфли снимает, бросает в угол. Как это она - да проиграет! Но и я тоже - чтоб мужчина уступил женщине...
Потом, через несколько дней, он отвез Клару на железнодорожную станцию - был мотоцикл. Затем - встретил...
В Магнитогорск приехали молодой семьей. Вся одежда была на себе. Зато везли несколько ящиков с книгами. Когда получили квартиру, спали на полу, книги клали под голову, укрывались своими пальтишками. К книгам и сейчас в этой семье отношение трепетное.
"Книги из Санкт-Петербурга пришли!" - это была первая фраза, которую Другова произнесла, когда мы встретились. Книжные полки в квартире - от пола до потолка. Клара Самуиловна читает и переводит с английского.
Думаю, в любой семье, где детям больше тридцати, по их рассказам о детстве можно писать историю страны. Семья Друговых - не исключение.
Где прошло детство дочери и сына советского врача? Правильно, там, где работала мама.
- Я помню до сих пор маленькую комнату в приемном покое, где мы спали, - вспоминает дочь Татьяна. - И беседку во дворе больницы, где мы играли.
Ну и попки ее кукол, конечно, были исколоты. А еще маленькие Таня и Андрей ходили с мамой
на вызовы - с этажа на этаж, с квартиры на квартиру.
Все остальное - как у всех. Мама шила новогодние костюмы, водила детей на утренники и в театр, ходила на собрания в школу и заставляла переписывать, если в тетрадках буквы были кривые и грязные. По будням готовил папа, по выходным - мама. Но пельмени папа с детьми всегда лепил сам.
Что еще вспоминают в семье Клары Самуиловны? Как она шила и вязала. Делала это больше по нужде - одежды детской не было, приходилось выкручиваться.
Но когда переехали на новую квартиру, соседи подумали, что семья приехала из Прибалтики - так добротно, со вкусом одевала детей и мужа К.С. Другова.
Таня и Андрей закончили школу, получили высшее образование. У Андрея уже своя семья, растет сын.

- Мешало в жизни или помогало то, что вы дети доктора Друговой?
- В школе все были равны. А после школы? По-разному, - отвечают Таня и Андрей. Они не захотели пойти по маминой стезе.
- Вот иной раз я уже сплю, а Клара все сидит над книжками, - говорит Леонид Николаевич.
- Клара Самуиловна так много учится, часто уезжает. Не всем мужьям это нравится.
- У нас все построено на доверии. Если захотеть, можно и никуда не уезжая начудить. А Клара приедет, кипу лекций привезет, мешки книжек. Но каждый раз, прежде чем делать очередной рывок в медицине, советовалась со мной, - констатирует Л.Н. Другов.


Радиус будущего

- Клара Самуиловна, вы так много сделали. Чего вам еще хочется?
- Побольше светового дня, чтобы все успевать. С Ленчиком, внуком, совсем не успеваю гулять. Еще нужна научная лаборатория. Пусть сначала небольшая...
...За столом собралась вся семья: Леонид Николаевич и Клара Самуиловна, Таня, Андрей с женой и сыном. Маленький Ленчик сидел у бабушки на коленях, звучно хлебал из ложки чай и всеми частями тела демонстрировал блаженство.
А потом бабушка и внук играли на ковре. И заливисто, заразительно хохотали. Кто был в этот момент счастлив больше, судить не берусь.


Елизавета СОКОЛ
Иллюстрации: Михаил АСС (Нагария, Израиль) - фото из ИНтернета.
Январь 2001
Магнитогорск
 
 
Опубликовано в газете "Магнитогорский рабочий" 

 
« Пред.   След. »