Караваджо в Москве
Рейтинг: / 83
ХудшаяЛучшая 
Автор Инесса ЕГОРОВА   
15.01.2012 г.

 

ImageВыставка картин итальянского художника Микеланджело да Караваджо, бунтаря и хулигана, повлиявшего на творчество Рубенса и Веласкеса, открыта с 26 ноября 2011 года в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина (г.Москва, Россия).

 

В составе экспозиции - 11 произведений Караваджо.
В мировом масштабе это крайне представительная выставка, поскольку картин мастера до наших дней дошло не так уж много, все распылены по различным, преимущественно итальянским, собраниям. Музейщики расстаются с ними крайне неохотно, поскольку редко где есть больше одной картины Караваджо. А ради даже одного его произведения в музей приезжают тысячи посетителей.
По числу работ мастера первенство занимает римская галерея Боргезе - в собрании шесть его картин.

 

В Москву оттуда приехала работа "Мальчик с корзиной фруктов", один из ранних портретов Караваджо, где изображен обычный юноша из народа, наделенный яркой и чувственной красотой. За неделю до открытия выставки картина демонстрировалась в посольстве Италии.

 

Среди картин - алтарное полотно "Положение во гроб". Показ этой работы волнительное событие: оно считается наиболее впечатляющим творением Караваджо, которое к тому же крайне редко покидает стены Ватиканского дворца.

 

Из римской церкви Санта Мария дель Пополо выдали одно из двух написанных для нее масштабных алтарных полотен - "Обращение Савла".
Эксперты отмечают необычную для трактовки сюжета круговую композицию, наглядно демонстрирующую обращение Савла в святого Павла. Лошадь, с которой упал пораженный божественным явлением Савл, занимает значительную часть холста, в то время как на картинах предшественников и современников Караваджо обычно доминировали библейские герои.

 

Одно из наиболее известных полотен Караваджо - "Ужин в Эммаусе" - принадлежит Лондонской национальной галерее. В Москве было решено показать еще одну его версию из миланской Пинакотеки Брера, где Иисус Христос трактован менее радикально.

 

Талант Караваджо к изменению канонов особенно четко на выставке можно проследить по двум картинам, изображающим Иоанна Крестителя.
На одной из них, из Капитолийского музея, написан молодой улыбающийся обнаженный юноша, образ Крестителя угадывается лишь по барану - символу священной жертвы и виноградным листьям, сок ягод которого символизирует Христову кровь.
На другой, доставленной из римской галереи Корсини, Иоанн Креститель более сдержан и строг, хотя выглядит не как старик или даже взрослый.

 

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма - самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века.
Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.

 

ImageНо еще значительнее было влияние творчества Караваджо за пределами Италии. Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства.
Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур.
Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).

 

На вкус современников художника, работы Караваджо выглядели вызывающе и экстравагантно, а кое-кто - например, классицист Никола Пуссен, обвинял его в попытке разрушить живопись.

Наши современники-москвичи иначе относятся к работам художника:
- Караваджо - это нечто совершенно потрясающее!!! Я под огромным впечатлением! Великолепный мастер, просто слов нет!...

 

Экспозиция картин итальянского художника Микеланджело да Караваджо, подготовленная по случаю Года Италии в России, позволит посетителям самостоятельно оценить реформаторское влияние художника на развитие истории изобразительного искусства. Выставка будет работать до 19 февраля 2012 года.

 


Инесса ЕГОРОВА
Иллюстрации: Микеланджело КАРАВАДЖО "7 деяний милосердия" (Неаполь, Италия, 1607); "Положение во гроб" (Ватикан, Рим, 1602-1604).
Январь 2012 года
Москва - Магнитогорск

 


 
« Пред.   След. »